Точные курсовые системы ТКС И ГМК
Воскресенье, 04.12.2016, 04:51
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
    Главная » 2013 » Июль » 23 » Точные курсовые системы ТКС И ГМК
    21:59
     

    Точные курсовые системы ТКС И ГМК

    Точные курсовые системы ТКС И ГМК

    Точная курсовая система ТКС является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса. Она применяется на самолетах пассажирской и транспортной авиации в трех комплектациях: ТКС-П, ТКС-Пс и ТКС-П2.

    Точная курсовая система предназначена:

    а) во всех комплектациях:

    для определения и индикации ортодромического, истинного или магнитного курса самолета;

    для выдачи сигналов курса потребителям;

    б) в комплектациях ТКС-П и ТКС-Пс:

    для индикации пеленга радиостанции при совместной работе с АРК;

    для индикации заданного путевого угла (ЗПУ) при совместной работе с навигационным вычислителем (НВ);

    для индикации угла сноса и текущего путевого угла (ПУ) при совместной работе с доплеровским измерителем угла сноса и скорости (ДИСС).

    Таким образом, выходные сигналы выдаются на указатели, в систему автоматического управления (САУ) и полуавтоматического (СПУ), в навигационную систему и др.

    Курсовая система ТКС может работать в одном из следующих режимов:

    в режиме гирополукомпаса повышенной точности (ГПК);

    в режиме магнитной коррекции (МК);

    в режиме астрокоррекции (АК).

    Основным режимом работы ТКС является режим ГПК, обеспечивающий определение ортодромического курса в любых условиях полета самолета.

    Комплектация ТКС-П применяется для самолетов, использующих освещение приборов встроенным красным светом, комплектация ТКС-ПС – для самолетов, оборудованных под ультрафиолетовое освещение (УФО). В остальном они идентичны.

    В комплектации ТКС-П2 курсовая система не имеет собственных указателей курса. Для этой цели используются курсовые приборы автоматической бортовой системы управления (АБСУ).

    Комплектация курсовых систем типа ТКС приведены в таблице 1.


    Таблица 1 Комплектация курсовых систем типа ТКС. Наименование приборов Шифр приборов Количество в комплектациях

    ТКС-П ТКС-Пс ТКС-П2 индукционный датчик ИД-3 1 1 1 коррекционный механизм

    КМ-5

    КМ-5с

    1

    1

    1

    гироагрегат ГА-3 2 2 2 указатель штурмана

    УШ-3

    УШ-3с

    1

    1

    – (1)

    контрольный указатель штурмана

    КУШ-1

    КУШ-1с

    1

    1

    блок гиромагнитного курса БГМК-2 – – 1 блок пеленгов БП-5 1 1 – блок дистанционной коррекции БДК-1 1 1 – (1) пульт управления

    ПУ-11

    ПУ-11с

    1

    1

    1

    распределительный блок РБ-2 1 1 1 задатчик курса

    ЗК-4

    ЗК-4с

    1

    1

    1

    Примечание. Блоки ЗК-4, УШ-3, БП-5 в зависимости от состава оборудования самолета могут не поставляться.

    Для обеспечения нормальной работы система ТКС должна получить информацию от других приборов:

    о крене самолета Точные курсовые системы ТКС И ГМК – от гировертикали (ЦГВ-10, АГД-1);

    об угле сноса (УС) – от ДИСС (только ТКС-П);

    о курсовом угле радиостанции (КУР) – от АРК (только ТКС-П);

    о выключении коррекции – от ВК-53РШ или ВК-90;

    об истинном или ортодромическом курсе – от дистанционных астрокомпасов типа ДАК-ДБ-5В или звездно-солнечных ориентаторов (ЗСО);

    о заданном путевом угле (ЗПУ) и синуса широты места (при автоматической широтной коррекции) – от навигационного вычислителя (НВ).

    В случае отсутствия датчиков ЗПУ и синуса широты указанные величины вводятся вручную.

    Функциональная схема курсовой системы ТКС-П представлена на рис. 5.29.

    Условия эксплуатации. Курсовая система может эксплуатироваться на высотах до 30 км в диапазоне температур окружающего воздуха от –60 до +50°C. Агрегаты системы виброустойчивы и вибропрочны в диапазоне частот вибраций и ускорений, возникающих на современных самолетах, выдерживают ударные перегрузки до 4g с частотой 40-100 ударов в 1 мин.

    Ниже приведены основные технические данные курсовой системы ТКС-П2.


    Допустимый уход гироскопов в режиме ГПК в нормальных условиях полета в широтах, отличающихся от широты последней балансировки гироузлов:

    менее ±20° …..………………………….…………………………. ±0,5°/ч более ±20° ………..………………………..…..………………….. ±0,8°/ч

    дополнительный уход гироскопов в режиме ГПК при действиях линейных или виражных ускорений и при изменении

    высоты ……………………………………………….………….. ±0,02°/мин

    погрешность в определении гиромагнитного курса (без учета

    погрешностей дистанционных передач) по курсовым сельсинам ГА-3, КУШ-1 и БГМК-2..…………..…………………………….. ±1°

    погрешность в индикации гиромагнитного курса:

    стрелками “К” указателей УШ-3 и КУШ-1 .....………………….. ±1,5° стрелкой “1” указателя КУШ-1 ………………………………….. ±1°

    собственная погрешность сельсинных следящих систем:

    по грубому каналу ………………………………………………… ±30ў по точному каналу ………………………………………………… ± 8ў

    погрешность индикации в указателях:

    заданного путевого угла ..….………………..……………..………… ±0,5° путевого угла…………...……………...……………………………… ±1° пеленга радиостанции …….…………..……………….……………... ±2,5°

    режимы работы системы:

    гирополукомпаса ГПК ……..…………………………..…… длительно магнитной коррекции МК и астрокоррекции АК …………

    кратковременно

    3-4 мин при каждой коррекции гироскопа


    время готовности системы:

    в режиме МК и АК ……..…………………………………………. 5 мин в режиме ГПК ……..………………………………………………. 10 мин

    питание:

    трехфазный ток….………………..……………………. 36В±5% 400Гц±2% постоянный ток……………...……………….………… 27В±10%

    потребляемая мощность:

    по переменному току ТКС-П (ТКС-П2) …….………….. не более 200 ВА (180 ВА) в пусковом режиме ТКС-П (ТКС-П2) …………………… не более 300 ВА (280 ВА)

    по постоянному току (без обогрева) ТКС-П

    (ТКС-П2) ………………………….……………………….

    90 Вт (75Вт)
    мощность обогрева (кратковременно)…………………. не более 6000 Вт масса ТКС-П (ТКС-П2) ………………………………… не более 44 кг (36кг)

    По принципу действия ТКС-П во многом сходна с курсовой системой типа КС, содержащей два гироагрегата. Отметим некоторые особенности конструкции и функционирования ТКС-П.

    Гироскопические агрегаты ГА-3 отличаются высокой точностью измерения курса благодаря применению вращающихся опор в подвесе внутренней рамки гироскопа. В подшипниках используются два ряда шариков и три кольца; среднее кольцо принудительно вращается. Уменьшение момента трения достигается за счет вращения средних колец двух подшипников в противоположные стороны и реверсирования через 50-60с. Благодаря такому режиму опор на гироскоп действует только разностный момент трения, не превосходящий 10-20% от номинального значения момента трения.

    Карданная погрешность ГПК, как и в ГА-1, устраняется с помощью дополнительной следящей рамы, отрабатывающей углы крена Точные курсовые системы ТКС И ГМК самолета. Горизонтальное положение оси ротора гироскопа поддерживается системой коррекции, обеспечивающей перпендикулярность наружной и наружной рам подвеса. В качестве чувствительного элемента этой следящей системы используется емкостной датчик. Движения дополнительной рамы ограничены по углу крена в пределах 50-60° с помощью пружинных упоров. Если рама касается упоров, то включаются микровключатели, подающие сигнал на пульт управления (сигнализация красной лампочкой).

    Стабильность работы гироагрегатов в условиях низких температур поддерживается с помощью обогрева, контролируемого терморегуляторами.

    Индукционный датчик ИД-3, дающий на выходе сигнал магнитного курса Точные курсовые системы ТКС И ГМК, имеет некоторые конструктивные отличия от датчика ИД-2. Коррекционных механизм КМ-5 также учитывает условное магнитное склонение Точные курсовые системы ТКС И ГМК и по своей кинематике аналогичен механизму КМ-3. Однако электронная часть следящих систем выполнена на транзисторах и встроена внутрь механизма.

    Указатель штурмана УШ-3 позволяет отсчитывать относительно неподвижной шкалы следующие параметры:

    по стрелке 1 (см. рис. 5.29) – ортодромический курс Точные курсовые системы ТКС И ГМК (режим ГПК), гиромагнитный курс (режим магнитной коррекции) и астрокурс Точные курсовые системы ТКС И ГМК (режим астрокоррекции);

    по стрелке 2 – текущий путевой угол, равный сумме двух углов – курса Точные курсовые системы ТКС И ГМК и угла сноса Точные курсовые системы ТКС И ГМК, который выдается от доплеровского измерителя ДИСС;

    по треугольному подвижному индексу 3 – заданный путевой угол (ЗПУ), получаемый из навигационного вычислителя (НВ).

    Угол ЗПУ может устанавливаться и вручную с помощью кремальеры, выведенный на лицевую сторону указателя.

    Контрольный указатель штурмана КУШ-1 выполняет следующие функции:

    по стрелке 5 осуществляется отсчет курсов (в соответствии с режимами “ГПК”, “АК” и “МК”);

    по стрелке 4 – отсчет гиромагнитного или астрономического курсов, а также пеленг радиостанции, в зависимости от положения переключателя, установленного на указателе.

    Пульт управления ПУ-11 содержит:

    переключатель В1 (индекс Точные курсовые системы ТКС И ГМК) для включения азимутальной коррекции уходов гироскопов, обусловленных вертикальной составляющей вращения Земли;

    переключатель В2 для перехода на режим работы ГПК, МК и АК;

    переключатель В3 (индекс “задатчик курса”), предназначенный для введения заданного курса в режиме ГПК;

    переключатель В4 (индекс “коррекция”), осуществляющий перевод основного или контрольного гироагрегата в режим коррекции;

    переключатель В5 (индекс “потребители”), производящий подключение потребителей к основному и контрольному гироагрегатам.

    Задатчик курса ЗК-4 – предназначен для точной дистанционной начальной выставки гироагрегатов по внешней информации (геодезической или иной) о стояночном угле курса самолета. При этом переключатель В1 на лицевой стороне прибора может быть установлен либо в положение АК, либо – в ЗК. В положении АК задатчик курса отключен от системы и коррекция производится от астродатчика; в положении ЗК курс задается с помощью задатчика курса по внешней информации.

    Блок пеленгов БП-5, подключаемый переключателем В6, предназначен для формирования сигналов пеленга радиостанции (РП) на основе сигналов магнитного курса и курсового угла радиостанции (КУР), получаемых от указателя КУШ-1 и радиокомпаса АРК соответственно.

    Основным режимом работы ТКС-П является режим гирополукомпаса. Режим магнитной и астрономической коррекции являются вспомогательными.

    Сравнение показаний различных видов курсов, получаемых с обоих гироагрегатов, позволяет определить уходы гироскопов и осуществить их корректировку.

    Курсовая система типа ГМК представляет собой централизованное устройство, объединяющее гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса. Система устанавливается на пассажирских, транспортных самолетах и вертолетах.

    Существует несколько комплектаций курсовых систем типа ГМК: ГМК-1А, ГМК-1Г, ГМК-1Э, ГМК-1АЭ, ГМК-1АС. Основными комплектациями считаются ГМК-1А и ГМК-1Г, составы которых приведены в таблице 2.


    Таблица 2 Комплектации основных курсовых систем типа ГМК

    Наименование приборов Количество приборов в системе
    ГМК-1А ГМК-1Г индикационный датчик ИД-3 1 1 коррекционный механизм КМ-8 1 1 автомат согласования АС-1 1 1 гироагрегат ГА-6 1 2 пульт управления ПУ-26 1 – пульт управления ПУ-27 – 1 блок связи БС-1 – 1 указатель УГР-4УК 1 –

    Схемное отличие остальных курсовых систем от ГМК-1А и ГМК-1Г заключается в отсутствии режима астрокоррекции, поэтому на их пультах управления переключатели режимов имеют только два положения “МК” и “ГПК”. В связи с этим остановимся на системах основной комплектации.

    Курсовые системы ГМК-1А и ГМК-1Г служат:

    для определения и индикации ортодромического (ОК), истинного (ИК) или гиромагнитного (ГМК) курса самолета;

    для выдачи потребителям сигналов курса и углов отклонения курса.

    Курсовые системы могут работать в одном из следующих режимов:

    в режиме гирополукомпаса (ГПК);

    в режиме магнитной коррекции (МК);

    в режиме астрокоррекции (АК).

    Основным режимом работы курсовых систем является режим ГПК, обеспечивающий определение ортодромического курса в любых условиях полета самолета.

    Условия эксплуатации. Системы могут эксплуатироваться на высотах до 25000 м в диапазоне температур окружающего воздуха от –60 до +50°C и при относительной влажности воздуха до 98%.

    Агрегаты систем виброустойчивы и вибропрочны в диапазонах частот вибрации и ускорений, возникающих на современных самолетах. Агрегаты выдерживают ударные нагрузки до 4g с частотой 40…100 ударов в минуту.

    Основные технические данные погрешности:


    выдачи сигналов магнитного курса без учета собственных

    погрешностей указателей ………………………………… не более ±1,5°

    от уходов гироскопа за 1ч работы в режиме ГПК не более:

    в нормальных условиях ……………………………..…… ±2,5° при температурах от –60 до +50°C ..……………………. ±3,5°

    дистанционной выдачи углов отклонения в азимуте с

    сельсин-датчика гироагрегата ГА-6……………………… не более ±0,6°

    определение курсовых углов радиостанций по указателю

    УГР-4УК ……………………………..…………………… не более 2,5°
    количество внешних потребителей (сельсины 573 МБ) ….. не более 5

    скорость согласования:

    нормальная (малая) …………..……….……………… 1,5 … 7°/мин большая (режим ГПК, МК, АК)..…….……………… не менее 6°/с большая от курсозадатчика …………..……………… не менее 2°/с

    время готовности не более:

    в режиме МК, АК …….…………..……….……………… 3 мин в режиме ГПК, ……………...…….………………………. 5 мин

    источники питания:

    трехфазного тока ……….………..…………… 36В±5% 400Гц±2% однофазного тока (при наличии указателя УГР-4УК) 45В±10% 400Гц±2% постоянного тока …………...………………... 27В±10%

    потребляемая мощность:

    постоянного тока…………………..…..…………..

    25 Вт (ГМК-1А)

    50 Вт (ГМК-1Г)

    переменного тока…………………….……..………

    60 ВА (ГМК-1А)

    130ВА (ГМК-1Г)


    масса:

    ГМК-1А …………………………..…….……………… не более 10 кг ГМК-1Г ……………………..…………..……………… не более 13 кг

    Для нормальной работы систем используются сигналы от астрономического компаса АК (ДАК-ДБ-5В) и гироскопического выключателя коррекции ВК (ВК-53РБ, ВК-53РШ или ВК-90). Выходные сигналы курсовых систем выдаются указателям и потребителям курса (системы автоматического управления и навигации).

    Блок-схема курсовой системы типа ГМК-1А приведена на рис. 5.30.


    Точные курсовые системы ТКС И ГМК


    Примененный в курсовых системах гироагрегат ГА-6 отличается упрощенной конструкцией и не содержит дополнительных следящих рам, вследствие чего при кренах летательного аппарата возможны карданные погрешности ГПК. Применение вращающихся опор в кардановом подвесе обеспечивает малые уходы гироскопа (не более 2,5° в час), вызванные моментами трения. Уходы гироскопа из-за вращения Земли компенсируются сигналами с пульта управления, подаваемыми на двигатель азимутальной коррекции. Вращающие моменты этого двигателя вызывают скорость прецессии гироскопа, соответствующую Точные курсовые системы ТКС И ГМК (знак меняется при переходе из северного полушария в южное).

    Горизонтальная коррекция гироскопа производится от маятникового жидкостного переключателя.

    Коррекционный механизм КМ-8 предназначен для связи магнитного индукционного датчика курса ИД-3 с гироагрегатом ГА-6, а также для устранения девиаций и инструментальных погрешностей, ввода поправок на магнитное склонение, контроля работоспособности курсовой системы и индикации магнитного курса. Введение в магнитный курс поправки на величину магнитного склонения Точные курсовые системы ТКС И ГМК или условного магнитного склонения Точные курсовые системы ТКС И ГМК позволяет получить истинный или ортодромический курсы соответственно.

    Автомат согласования АС-1 обеспечивает режим пуска курсовой системы, включение и отключение быстрой скорости согласования при различных режимах работы, усиление сигналов в следящей системе, связывающей сельсин-датчик гироагрегата с сельсин-приемником коррекционного механизма или переходного блока астрокорректора.

    Пульт управления ПУ-26 используется для задания режимов работы курсовой системы, ввода широтной коррекции, установки шкал указателя на заданный курс, включения быстрой скорости согласования в режимах “АК” и “МК”, а также для контроля работы системы в наземных и летных условиях с учетом завалов гироскопа гироагрегата.

    Указатель летчика УГР-4УК воспроизводит курсы, углы разворота, пеленги и курсовые углы радиостанций.

    В комплектации ГМК-1Г собственного указателя курса нет. Для индикации курса используются пилотажно-навигационные приборы (НПП) командной системы “Привод”. На этих же приборах индицируются курсовые углы и пеленги радиостанции, сигналы которых поступают с АРК через систему “Привод”.

    Функциональная схема курсовой системы ГМК-1Г с установкой переключателей по основному каналу и для режима ГПК показана на рис. 5.31. В отличие от ГИК-1А система основана на автономной независимой работе двух гироагрегатов, работающих в различных режимах. Два гироагрегата ГА-6, один из которых основной, а другой запасный, образуют два канала того же направления.

    При работе курсовой системы по основному каналу (переключатель В5 в положении “Осн.”) основные потребители (например, автопилот) и навигационно-пилотажные приборы подключены к основному гироагрегату ГА-6; запасный гироагрегат в это время работает в одном из двух свободных режимов (ГПК или МК) и выдает курс вспомогательным потребителям.

    Кроме того, к курсовой системе в режимах МК и ГПК (исключая режим АК) постоянно подключены и получают сигналы потребители гиромагнитного курса.

    Если переключатель В5 установлен в положение “Зап.”, то основные потребители подключаются к запасному, а вспомогательные – к основному гироагрегату.

    Переключателем режимов В1 на пульте ПУ-27 задаются режимы работы только тому гироагрегату, к которому подключены основные потребители. Параллельная работа гироагрегатов в режимах МК и АК невозможна. Если по основному каналу для основного гироагрегата переключателем В1 устанавливать режимы работы в последовательности МК-ГПК-АК, то запасный гироагрегат соответственно будет переключаться на режимы ГПК-МК-ГПК. По запасному каналу функции гироагрегатов поменяються.

    Курсовая система ГМК-1Г отличается от других курсовых систем следующими четырьмя главными особенностями:

    В системе ГМК-1Г предусмотрен режим пускового согласования основного гироагрегата по магнитному курсу большой скоростью независимо от положения переключателя каналов (В5) и переключателя режимов (В1) пульта управления. Это исключает необходимость предварительного выставления курса на основной агрегат.

    Эту функцию выполняет автомат согласования АС-1 с помощью реле времени (РВ).

    Аналогичного режима для согласования запасного гироагрегата в курсовой системе нет.

    В системе ГМК-1Г предусмотрено автоматическое согласование гироагрегатов с компасами-корректорами при любых режимах. Согласование осуществляется с автоматическим переключением скоростей: большой скоростью – при рассогласованиях больше 2° и малой скоростью – при рассогласованиях меньше 2°.

    В системе ГМК-1Г для согласования гироагрегатов с компасами-корректорами малой скоростью используется коррекционный двигатель широтной коррекции, т.е. используется прецессионный метод согласования. Двигатель узла согласования включается только для ускоренного согласования.

    В системе ГМК-1Г имеется встроенная система контроля работоспособности основных следящих систем. Для этого на пульте управления ПУ-27 предусмотрен переключатель В3, который подает через коррекционный механизм КМ-8 в датчик ИД-3 стимулирующие сигналы фиктивных курсов “0°” и “300°”.

    Переключатель В4 задатчика курса используется в режиме ГПК (по обоим каналам) для выставления курса гироагрегата, к которому подключены основные потребители, а в остальных режимах – как кнопка быстрого согласования.

    Похожие рефераты:

    Просмотров: 73 | Добавил: hatimment | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016
    Конструктор сайтов - uCoz