Курсовые системы и их применение
Воскресенье, 04.12.2016, 04:56
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
    Главная » 2013 » Июль » 1 » Курсовые системы и их применение
    18:51
     

    Курсовые системы и их применение

    Курсовые системы и их применение

    Курсовая система является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитоиндукционные и астрономические датчики определения курса. Курсовая система предназначена для определения и индикации курса вертолета и выдачи электрических сигналов, пропорциональных значению курса, в различные устройства для решения задач навигации, пилотирования и др.
    Совместное использование нескольких независимых датчиков курса позволяет индицировать на указателях курсовой системы истинный, магнитный, условный и ортодромический курсы, углы разворота вертолета, а также соответствующие им пеленги радиостанций. Кроме того, совместное использование датчиков обеспечивает их взаимный контроль и корректирование показаний, что значительно повышает надежность и точность измерения курса.
    Основным датчиком в курсовой системе является курсовой трехстепенный гироскоп с горизонтально расположенной главной осью.
    В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в одном из трех режимов:
    - гирополукомпаса (ГПК);
    - магнитной коррекции (МК);
    - астрономической коррекции (АК).
    На большинстве вертолетов режим АК не задействован из-за отсутствия астрономического датчика. В режиме ГПК датчиком курса является курсовой гироскоп, в режиме МК - магнитный датчик. Основным режимом работы курсовой системы является режим ГПК. Другие режимы используются лишь для периодической коррекции курсового гироскопа.
    На вертолетах устанавливаются курсовые системы ГМК - 1А и «Гребень».
    Курсовая система «Гребень-1» включает в себя магнитный корректор, гироагрегат ГА - 8, пульт управления ПУ - 38 и блок усилителей БУ - 12. Магнитный корректор состоит из индукционного датчика ИД-6 и коррекционного механизма КМ - 2. Индикация курса и углов разворота вертолета осуществляется по радиомагнитному индикатору РМИ-2.
    Индукционный датчик определяет компасный курс вертолета и передает его на коррекционный механизм.

    Назначение и принцип устройства чувствительного элемента ИД-6 аналогичны назначению и принципу устройства индукционного датчика ГИК. Компасный курс, определяемый ИД - 6, передается на КМ - 2. ИД - 6 не имеет девиационного прибора. Шкала и пазы на корпусе датчика обеспечивают разворот его на угол ± 10° при компенсации девиации.

    Коррекционный механизм КМ – 2 предназначен для электрического соединения ИД-6 с гироагрегатом, компенсирования девиации, устранения погрешностей дистанционных передач, ввода магнитного или условного магнитного склонения, индикации компасного курса, выдаваемого ИД-6, и для работы в качестве задатчика курса.
    На лицевой части прибора имеется шкала, по оцифровке которой на конце стрелки отсчитывается компасный курс. Магнитное или условное магнитное склонение вводится переключателем полуавтоматического грубого ввода и кремальерой точной установки магнитного склонения. Отсчет угла условного магнитного склонения производится по счетчику СКЛОНЕНИЕ. На этом же счетчике выставляется заданный условный (ортодромический) курс теми же переключателями, что и при установке склонения. При выставке курса должна гореть лампа ЗК. При нажатии кнопки КОНТРОЛЬ курсовая система отрабатывает на шкалах КМ - 2 и указателе РМИ - 2 контрольный курс 315 ± 10°.
    Для компенсации девиации КМ-2 имеет электрическое устройство, управляемое винтами с трафаретами С - Ю, В - 3 и 24 регулировочными винтами.
    Гироагрегат ГА - 8 служит датчиком гирополукомпасного курса при работе системы в режиме ГПК. В режиме магнитной коррекции он осредняет и запоминает курс вертолета, выданный магнитным корректором.
    Основу конструкции гироагрегата составляет гироскопический узел с астатическим курсовым гироскопом, главная ось которого расположена горизонтально. Горизонтальность главной оси обеспечивается системой горизонтальной коррекции, которая состоит из чувствительного и управляющего элементов коррекции. Чувствительным элементом служит маятниковый жидкостной переключатель, укрепленный на внутренней раме гироскопа. Управляющим элементом является горизонтальный мотор-корректор, создающий на внешней раме гироагрегата результирующий момент, необходимый для выхода гироскопа в горизонтальное положение.
    Компенсация ухода оси ротора гироскопа в азимуте за счет суточного вращения Земли (широтная коррекция) и собственного ухода гироскопа за счет его несбалансированности в режиме ГПК осуществляется мотором азимутальной коррекции, укрепленным на внутренней раме гироскопа. Этот же мотор-корректор осуществляет нормальную скорость согласования (1,5—7°/с) оси ротора гироскопа с магнитным корректором при работе системы в режиме МК. Пульт управления ПУ-38 предназначен для выбора режимов работы курсовой системы, ввода широтной коррекции гироагрегата и сигнализации ввода, компенсации уходов гироузла в азимуте от его несбалансированности, сигнализации завалов гироузла.

    Курсовая система «Гребень-1» работает в режимах гирополукомпаса и магнитной коррекции. Кроме основных режимов система имеет вспомогательные режимы: задатчика курса (ЗК), или начальной выставки курса, быстрого согласования и контроля. Выбор режимов осуществляется с ПУ-38. На лицевой панели ПУ-38 расположены:
    - переключатель режимов работы (ПРР) 1 с положениями; МК - гироагрегат корректируется от индукционного датчика; ГПК - гироагрегат работает в качестве гирополукомпаса; ЗК - в режиме задатчика курса устанавливается заданный условный (ортодромический) курс для последующей работы курсовой системы в режиме ГПК;
    - шкала 2 и ручка (кремальера) ввода широты места 3 вертолета. Наряду с ручным вводом широтной коррекции предусмотрен автоматический ввод широты по данным, получаемым от бортового навигационного вычислителя. Автоматический ввод широты индицируется на пульте управления загоранием лампы Вавт - 9;
    - кнопка согласования 4, предназначенная для быстрого согласования магнитного корректора и гироагрегата со скоростью 10°/с;
    - переключатель НАСТР. - РАБОЧ. 6, переводящий систему из рабочего состояния в режим контроля.
    Блок усилителей БУ-12 обеспечивает работу следящих систем КС в режимах ГПК и МК как с большой, так и с нормальной скоростью согласования.

    Радиомагнитный индикатор РМИ-2 предназначен для указания курса в одном из двух основных режимов (МК, ГПК) пеленгов и курсовых углов радиостанций. РМИ-2 работает совместно с курсовой системой «Гребень», автоматическими радиокомпасами АРК-15 (АРК-19) и АРК-У2 (АРК-УД). Прибор имеет вращающуюся шкалу курсов 3, неподвижную шкалу 4 курсовых углов радиостанций, узкую стрелку 1 и широкую стрелку 2. Оцифрована подвижная шкала через 30°. Цена деления вращающейся шкалы - 5°, неподвижной шкалы - 10°.
    Ручки 5 и 8 на приборе служат для подключения стрелок 1 и 2 к различной бортовой аппаратуре. Ручка 8 подключает стрелку 1 к АРК-15 (АРК-19) или к РСБН. Ручка 5 подключает стрелку 2 к АРК-У2 (АРК-УД). Эта же стрелка может выполнить роль задатчика курса при установке ручки в положение ЗК. Точность определения курса курсовой системой составляет не более 0,7°.
    Курсовая система «Гребень-2» отличается от курсовой системы «Гребень-1» тем, что в комплект «Гребень-2» входят два гироагрегата ГА-8 (основной и запасной).
    Режим работы гироагрегатов задается с пульта управления ПУ-39 трехпозиционным переключателем коррекции О - ОЗ - З и переключателем ПОТРЕБ для переключения потребителей курса с основного гироагрегата на запасной.
    В курсовой системе «Гребень-2» предусмотрена возможность одновременного согласования двух гироагрегатов сразу.
    При отказе основного гироагрегата все его потребители автоматически переключаются на запасной гироагрегат независимо от положения переключателя пульта управления ПОТРЕБ.
    Курсовая система ГМК-1А включает в себя индукционный датчик ИД-3, коррекционный механизм КМ-8, гироагрегат ГА-6, пульт управления ПУ-26, автомат согласования АС-1 и указатель курса УГР-4У.
    Назначение агрегатов в ГМК-1А аналогично назначению агрегатов в курсовой системе «Гребень-1», но конструктивно они имеют некоторые отличия. Так, например, на крышке ИД-3 расположен девиационный прибор. Магнитное или условное магнитное склонение вводится на КМ-8 кремальерой. Отсчет угла dМу производится по внутренней оцифровке шкалы курсов в пределах от 0 до ± 180° против отметчика склонения.
    Уменьшение девиации осуществляется, лекальным устройством. Двадцать четыре винта лекального устройства ввернуты в корпусе прибора и закрыты хомутом. На корпусе нанесена оцифровка через 30°, облегчающая определение положения винта лекального устройства.
    На переключателе режимов работы ПУ-26 положение АК (астрономическая коррекция) не задействовано. Переключатель «СЕВ – ЮЖН» меняет фазу питания мостов широтной коррекции на 180° в зависимости от полушария, в котором используется КС. Переключатель ЗК служит для включения быстрой скорости согласования гироагрегата по индукционному датчику в режиме МК и установки заданного курса на указателе в режиме ГПК.
    Погрешность определения курса в режиме МК составляет 1,5°, в режиме ГПК от ухода гироузла з азимуте в течение 1 ч - не более 2,5°.

    Принцип действия курсовой системы
    Все курсовые системы (КС), устанавливаемые на вертолетах, несмотря на их конструктивные различия, имеют одинаковые режимы, принцип действия которых рассмотрим на примере курсовой системы «Гребень-1».
    Курсовая система, как было указано, работает в одном из следующих основных режимов: гирополукомпаса или магнитной коррекции, а также вспомогательном режиме задатчика курса или начальной выставки курса.
    Режим гирополукомпаса включается установкой переключателя режимов работы в положение ГПК. При этом автоматическая коррекция гироагрегата от магнитного датчика отключается. Курсовой гироскоп становится датчиком курса. В режиме ГПК курсовой системой определяется условный курс вертолета, измеренный относительно опорного меридиана, который стабилизируется курсовым гироскопом гироагрегата.
    При полетах в районе аэродрома и по маршруту с посадкой на аэродром взлета за опорный меридиан чаще всего принимают магнитный меридиан аэродрома взлета.
    Если за опорный меридиан принято положительное направление главной ортодромии или ортодромическая параллель, то курсовая система измеряет ортодромический курс.
    Условный (ортодромический) курс, измеряемый КС, индицируется на шкале курсов РМИ-2.
    При развороте вертолета следящая система ГА - РМИ отрабатывает электрический сигнал, равный углу взаимного рассогласования между сельсин-датчиком гироагрегата и сельсин-приемником РМИ-2. Следовательно, шкала курсов РМИ-2 постоянно отмечает новое значение курса.
    Режим ГПК не обеспечивает непрерывного измерения ни условного, ни ортодромического курса, так как стабилизация условного направления с помощью курсового гироскопа не является идеальной. Следовательно, измерение условного курса в режиме ГПК производится в течение ограниченного времени. Причиной' являются накапливающиеся с течением времени ошибки, обусловленные тремя причинами:
    - собственным уходом гироскопа;
    - дискретным учетом широты;
    - неполным учетом необходимых условий для измерений курса при перемещении вертолета.
    В результате вертолет будет уклоняться от заданной ортодромии. Поэтому при полетах (перелетах) на большие расстояния продолжительностью более 1 ч необходимо выполнять проверку показаний КС в режиме ГПК и их исправление (коррекцию). В этих целях на маршруте выбираются точки коррекции через 50 - 60 мин полета.
    Для коррекции на вертолете используется магнитный компас. За опорный меридиан в этом случае принимают магнитный меридиан точки проверки и коррекции.
    Режим магнитной коррекции включается установкой переключателя режимов работы в положение МК. В этом режиме осуществляется непрерывная совместная работа индукционного датчика с гироагрегатом. Между ИД и ГА происходит согласование с нормальной скоростью. Быстрое согласование происходит при нажатии кнопки согласования.
    В режиме МК курсовая система выдает магнитный курс относительно текущего магнитного меридиана при установленном на коррекционном механизме магнитном склонении, равном нулю. Для выдачи на указатель курса или другие потребители истинного или условного курса в этом режиме необходимо ввести в коррекционный механизм соответственно магнитное или условное магнитное склонение.
    Режим задатчика курса включается установкой ПРР на пульте управления в положение ЗК Режим ЗК применяется при установке заданного условного (ортодромического) курса. Последующая работа КС осуществляется в режиме ГПК.
    Выставка условного курса производится на счетчике СКЛОНЕНИЕ коррекционного механизма. После выставки курса на КМ-2 необходимо нажать кнопку согласования на пульте управления. Значение введенного на счетчике угла установится на указателях курса.
    Подготовка, проверка и. использование курсовой системы
    При выборе режимов работы курсовой системы в полете учитывается изменение магнитных склонений; наличие магнитных аномалий на участках полета на малой высоте, в районах основного, запасного аэродромов и посадочных площадок; возможность использования индукционного датчика для магнитной коррекции гироагрегата.

    Основным режимом работы КС является режим гирополукомпаса. До переключения КС в режим ГПК производится начальная выставка курса по индукционному датчику в режиме магнитной коррекции.
    При подготовке к полету готовятся данные для использования курсовой системы. Для каждой заранее намеченной точки проверки и коррекции рассчитываются и записываются вблизи от них на карте азимутальная поправка dА синим цветом и условное магнитное склонение dМу красным цветом в шаблоне, представляющем собой перевернутую букву «Т». Под шаблоном записывается значение угла карты или направление главной ортодромии:

    Если направление опорного меридиана совпадает с направлением магнитного меридиана аэродрома вылета, то dА и dМу вычисляются по формулам:
    -для аэродрома вылета:
    dА0 = - dМ0;dМу = 0
    -для точек проверки и коррекции:
    dА = (L0 - L)•sinBср – dМ0
    dМу = (L0 - L) sinBср – (dМ0 – dМ)
    где L0 - L - долгота аэродрома вылета и точки коррекции соответственно;
    Вср - средняя широта участка маршрута;
    dМ0, dМ - магнитные склонения аэродрома вылета и точки коррекции соответственно.
    Величина (L0 - L) sin Вср представляет собой угол схождения меридианов (d) с обратным знаком.
    Установка геодезической широты на пульте управления КС должна производиться при полете в средних широтах через 2 - 3°, а в высоких широтах - через 4 - 6°.
    Перед вылетом курсовую систему необходимо проверить во всех режимах работы. Для проверки системы необходимо включить питание КС. На коррекционном механизме установить магнитное склонение, равное нулю, и проконтролировать показания стрелки на шкале курса КМ. Она должна показывать стояночный курс.
    Установить переключатель режимов работы на ПУ в положение МК и нажать кнопку согласования. Указатели курса должны показать стояночный магнитный курс вертолета.
    При нажатии на кнопку КОНТРОЛЬ курсовая система отработает на указателях курса контрольный курс 315±10°. После нажатия кнопки согласования указатели курса покажут стояночный курс вертолета.
    В режиме ЗК на КМ установить магнитное склонение 30 - 60° и нажать кнопку согласования. Значение введенного угла на счетчике коррекционного механизма должно установиться на указателях курса.
    Если КС имеет два гироагрегата, аналогичная проверка КС выполняется и на запасном гироагрегате.
    На аэродроме перед вылетом выполняется начальная выставка курса на гироагрегате, т. е. КС приводится к принятой системе измерения курса.
    Начальная выставка курса может производиться автоматизированно по индукционному датчику и вручную задатчиком курса.
    Автоматизированная выставка курса с использованием индукционного датчика выполняется в случае, когда аэродром находится в районе устойчивой работы индукционного датчика. Для автоматизированной выставки курса необходимо:
    - установить на коррекционном механизме условное магнитное склонение, рассчитанное для аэродрома вылета;
    - установить переключатель режимов работы на пульте управления в положение МК;
    - нажать кнопку согласования и держать ее до прекращения вращения шкал указателей;
    - - установить ПРР в положение ГПК.
    Ручная выставка курса задатчиком курса выполняется в случаях, когда аэродром вылета находится в районе неустойчивых показаний индукционного датчика (Арктика, районы магнитных аномалий) и когда велико влияние металлической арматуры ВПП (стоянок) на индукционный датчик. Для ручной выставки курса необходимо:
    - определить курс вертолета в принятой системе измерения любым способом (установкой вертолета вдоль оси ВПП и др.);
    - поставить ПРР на ПУ в положение ЗК и установить на КМ значение измеренного курса вертолета на счетчике СКЛОНЕНИЕ;
    - нажать кнопку согласования; значение введенного на счетчике угла установится на указателях курса;
    - установить ПРР в положение ГПК;
    - установить на счетчике СКЛОНЕНИЕ коррекционного механизма значение, равное нулю.
    Перед полетом необходимо проверить курсовую систему и на пульте управления установить геодезическую широту аэродрома вылета. На коррекционном механизме установить магнитное склонение, равное нулю. ПРР поставить в положение МК.
    На старте перед взлетом проверить курс, нажать кнопку согласования, переключить ПРР на режим ГПК и произвести взлет.
    В полете необходимо выдерживать рассчитанные курсы следования. Проверку и коррекцию показаний КС выполнять в заранее намеченных точках не реже чем через 1 ч полета. Коррекция КС выполняется в горизонтальном полете с постоянной скоростью. Порядок выполнения коррекции аналогичен порядку автоматизированной выставки курса по индукционному датчику.
    При выполнении полетов (перелетов) на большие расстояния, когда в точке коррекции условное магнитное склонение изменяется более чем на ±2°, для коррекции КС необходимо установить на КМ условное магнитное склонение, рассчитанное по формулам:
    dА = (L0 - L)•sinBср – dМ0
    dМу = (L0 - L) sinBср – (dМ0 – dМ)

    ПРР поставить в положение МК и нажать кнопку согласования. Курс вертолета будет отсчитываться опять от магнитного меридиана аэродрома вылета. После коррекции поставить ПРР в положение ГПК.
    При выполнении коррекции с установленным на коррекционном механизме dМу = 0 измерение курсов будет осуществляться в дальнейшем от магнитного меридиана точки коррекции.
    Просмотров: 535 | Добавил: hatimment | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016
    Конструктор сайтов - uCoz